Сергей Абрадов

Киношкола «PRO-VISION CINEMA» – образовательный проект, направленный на обучение профессиям в сфере кино и театрального искусства.

Сергей Абрадов – кинорежиссер, актер, педагог. С 1987 года работает режиссером и актером в кино, на телевидении и в театре. В 1993 году окончил МГУ культуры и искусств по специальности: «Театральная режиссура». В 2008 году окончил Высшие курсы сценаристов и режиссеров по специальности: «Режиссура игрового и неигрового кино». Снял фильмы: «Каскадер», «Завтра», «Городок чекистов», «Нацрезерв ВДВ», «ВКСР – Москва – Кшиштоф Занусси» и другие. Руководил мастерскими режиссуры игрового и неигрового кино и режиссуры монтажа во ВГИК им. С.А. Герасимова, Киноакадемии Никиты Михалкова, РГГУ, МИТРО, Академии коммуникаций Wordshop, МГЛИ. Преподаёт режиссуру игрового и неигрового кино и режиссуру монтажа в Киношколе «PRO-VISION CINEMA».

- Как пришла идея создания киношколы?
- Уже много лет моя деятельность связана со съемками кино, работой в театре и преподавательской работой, которая была всегда востребована. Я руководил мастерской во ВГИКе, преподавал в Киноакадемии Никиты Михалкова со дня ее основания и еще в большом количестве киношкол. И решение о создании собственной школы было естественным продолжением этой деятельности, возможностью применить опыт от преподавания, привлечь в учебный процесс лучших педагогов, использовать наиболее современные методики.

Сергей Абрадов

- Как вы отбирали преподавателей для киношколы?

- Знания преподавателя должны быть связаны не только с теорией, но и с практической работой. А далеко не каждый специалист способен качественно передавать свой опыт в преподавании; не каждый обладает соответствующей харизмой, умеет выстраивать так обучение, чтобы учиться было интересно, результативно. Поэтому процессу привлечения педагогов мы уделяем особое внимание.

В нашей киношколе существует система мастерских, где руководители курса полностью отвечают за качество работ студентов и весь учебный процесс. Наши педагоги - Екатерина Яковлева – исполнительный продюсер кинокомпании «ТриТэ», которая работала с Владимиром Хотиненко на «72 метра», с Джаником Файзиевым на «Турецкий гамбит», с Никитой Михалковым на картинах «12», «Утомлённые солнцем», «Солнечный удар», работала на картине «Волкодав», «Легенда №17», «Экипаж» с режиссером Николаем Лебедевым. Екатерина Яковлева ведёт учебное направление «Продюсирование кинопроектов». Также очень требовательный преподаватель, оператор-постановщик более 20 кинокартин, владеющий большим объемом теоретических и практических знаний по операторскому мастерству – Александр Носовский. Выдающийся театральный режиссер выдающийся театральный режиссер Александр Каневский поставил большое количество спектаклей, руководил различными театрами и много уже лет возглавляет актёрскую мастерскую в ГИТИСе, долгое время руководил мастерской «Актёр мюзикла» в Российской академии музыки им. Гнесиных – у нас преподаёт предмет «Работа режиссёра с актёром». Режиссёр, сценарист, актёр, продюсер Николай Лебедев, создавший такие картины как «Апостол», «Легенда №17», «Экипаж» преподаёт предмет «Режиссура игрового кино». Продюсер, генеральный директор ООО «Кинокомпания «Ракурс», заведующий кафедрой продюсерского мастерства ВГИК, профессор, кандидат экономических наук Виталий Сидоренко руководит мастерской «Продюсирование кинопроектов». Мария Хмелик – автор таких сценариев как: «Маленькая Вера», «В городе Сочи –тёмные ночи», «Небо в алмазах», «Между нот или тантрическая симфония», телесериалов - «Сыщик Путилин», «Фарфоровая свадьба» и др. руководит курсом «Практика создания киносценария». Юрий Арабов – прозаик, поэт, сценарист, заслуженный деятель искусств России, лауреат множества кинопремий преподаёт в киношколе «Сценарное мастерство». Наша школа – это попытка и возможность найти лучших специалистов-преподавателей, т.к. найти удачное сочетание – большая удача.

- Сергей, сами Вы ведете два курса – монтажа и режиссуры…

- Да. Я веду мастерскую режиссуры игрового и неигрового кино. Это достаточно уникальная специфика. Сейчас же в основном в вузах большее внимание уделяется игровому кино. Для меня же эти два направления – игровое и неигровое – разделимы весьма условно. Потому что в неигровом кино часто используют, например, реконструкции, и другие элементы игрового кино; также нужно думать над сценарной основой и, наоборот, игровое кино стремится к естественности, к правдивости, которые есть в документальной специфике. И самое главное: чтобы владеть этой профессией наиболее качественно, на мой взгляд, нужно, попробовать себя в двух направлениях во время учебного процесса. Сейчас на кинорынке много заказов на производство документального кино. А игровое не так часто случается в повседневной жизни режиссера. Поэтому, исходя из своего преподавательского и профессионального опыта, я создал мастерскую, где студенты начинают с неигровых работ, и уже после того как снимут два-три документальных фильма, приступают к разработке игрового короткого метра.

- А курс монтажа?

- Это направление, на мой взгляд, незаслуженно подзабыто, сейчас отдельных мастерских по этому направлению почти нет, хотя оно востребовано очень сильно. Без качественного монтажа ни один кинопроект не может претендовать на успешность. В основу моего курса положена система съёмочно-монтажных заданий, которые студенты снимают, монтируют и представляют на занятиях для подробного анализа и сдачи учебных упражнений. Одна из отличительных черт нашей киношколы – в требовательности преподавателей к работам учеников, к качеству этих работ. У нас не может быть такого, чтобы, выполнив задание на низком уровне, студент получил следующее. Если качество не соответствует, то работа переделывается. Потому что без этого навык не вырабатывается, урок не происходит, не получается закрепления знаний на практике. Для меня это принципиально. И только такой подход может гарантировать объем и качество тех работ, которые остаются в портфеле у каждого студента при выпуске. Потому что сейчас ни один продюсер не спросит сертификат или диплом об окончании киношколы – это никому не нужно. Продюсеров всегда интересуют только кино-работы будущего специалиста. Мы и стараемся, чтобы у студентов этих работ было как можно больше, чтобы они всегда могли продемонстрировать свои результаты и навыки. Так что у нас в школе большое внимание уделяется не только теоретической части, но и практическому опыту. Учебная нагрузка у нас серьёзная, но при этом очень важно, чтобы работа велась творчески и с удовольствием – без этого тоже ничего не получится. Зачастую у нас студенты настолько увлекаются совместным учебным кинопроцессом, что после окончания курса, объединяются в творческие коллективы и помогают друг другу развиваться и создавать кино - претворять полученный опыт в жизнь.

Сергей Абрадов

- Приходят ли бывшие ваши студенты делиться своими успехами

- Приходят, делятся своим успехом, фильмами, проектами, победами на кинофестивалях. Конечно, я всегда говорю о том, что надо быть здоровым и свободным по отношению к тщеславию, кинофестивалям и т.д. Если ты снимаешь кино для какого-то утверждения, для фестивалей и призов, то этим вообще не надо заниматься. В идеале – это должно быть непреодолимое желание, как в «Жертвоприношении» у Андрея Тарковского – непреодолимое желание сжечь дом. Все! Он не может по-другому! И то же самое в кино: ты живешь этим, ты этим дышишь. О каких призах, и каких фестивалях можно говорить?!

Сергей Абрадов

- За последние несколько лет в Москве открылось много киношкол. Как выделиться на этом поле?

- Конечно, важно, что мы находимся в самом центре Москвы, что занятия проходят в оснащённых аудиториях, что у нас выдающийся состав и уровень преподавателей. Но главное, чем надо выделяться – только качеством работ студентов. По-другому – никак! Ведь не ради собственного утверждения мы этим занимаемся. Мы не боги, мы не вездесущи и когда делимся знаниями - мы сами что-то познаём и открываем новое! Школа – это здоровый обмен, это ответственный труд и когда выпускники школы «PRO-VISION CINEMA» получают различные оценки и награды, когда многие из них востребованы в кинематографе, значит, им было полезно у нас учиться, и есть ощущение, что мы идем в правильном направлении.

- По каким же критериям вы отбираете людей для учёбы в киношколе?

- Основной критерий – это этика взаимоотношений и культура поведения. Без культуры и этических норм не имеет никакого смысла учить. А творческие возможности человека, которые зависят и от его мотивации, проявляются уже в учебном процессе. На собеседовании можно понять предыдущий опыт, можно увидеть какие-то наработки, но понять, как человек будет пахать – а здесь нужно именно пахать – невозможно. Основной отбор – и я об этом всегда говорю – происходит не на собеседовании, а в течение первых трех месяцев обучения. Становится понятно, как человек работает, сколько он вкладывает, как выполняет задания, как быстро справляется, принимаются ли его работы или нет. Но в целом я поддерживаю классический принцип преподавания: научить нельзя, но можно научиться.

- А что для Вас самого, Вашего творчества, внутреннего мира дает преподавание?

- Конечно, без желания этим заниматься, преподавать невозможно. Может быть, мне это отчасти передалось от мамы, которая является выдающимся учителем, получившим за свой труд звания и награды. Мне нравился всегда учебный процесс, мне нравилось учиться режиссуре, мне нравится эта атмосфера. Но это все эмоции. А основа в том, что мы становимся богаче, когда обмениваемся информацией. Один мой, пожилой уже, преподаватель, рассказал, как кто-то спросил его: «что ты сейчас снимаешь?». И он ответил: «30-50 фильмов в год». Он имел ввиду как раз, что когда мы со студентами делаем фильмы, то создаём их совместно – это такое же наше творчество, как и их. Мы корректируем эти фильмы, ведем их к конечному результату и за это отвечаем… Это совместный наш труд и наша совместная ответственность.

Сергей Абрадов

- Какие у Вас планы развития школы?

- Мы планируем постоянное совершенствование работы мастерских: «Режиссура игрового и неигрового кино», «Режиссура монтажа», «Практика создания киносценария», «Искусство операторского мастерства», «Продюсирование кинопроектов». Возглавлять мастерские будут выдающиеся специалисты-преподаватели. Поступление осуществляется на основе заочного конкурса работ и личного собеседования с руководителем мастерской. Уверен, что наши новые программы гарантируют высокий уровень получения профессиональных знаний.

- Как опытный кинематографист – с одной стороны, и как преподаватель – с другой, какой совет начинающим Вы можете дать: с чего начинать свой путь и какую школу выбрать?

- Прежде всего, учиться надо не в школе, и не в вузе, а у преподавателя. Для того чтобы понять, хороший ли это преподаватель, посмотрите, какие результаты получаются у его студентов. Для этого можно посещать открытые уроки. У нас, например, (вместо привычной практики дней открытых дверей) за месяц до набора школа открывается для посещения во все мастерские. И любой желающий может прийти, участвовать и понять, как построен учебный процесс, как ведет свою работу преподаватель и насколько интересно у него учиться.

Что касается практики, то тут мой совет отличается от общепринятого мнения. То, что востребовано у нас сейчас в индустрии, – это не всегда то, что может интересовать творческого человека. Поэтому нужно больше снимать независимого кино. Как говорил Луис Бунюэль: «Скромный бюджет фильмов – залог моей свободы». Надо находить интересных героев и явления и стараться об этом рассказывать через экран. Сейчас для этого не нужно какое-то супер-оборудование. Ведь не важно «как», важно «что» – какова история, каков герой, как это построено, насколько увлекательно рассказано. Большая часть тем, если ждать, когда на них будет выделены деньги, никогда не состоится. Надо искать единомышленников, брать камеру и снимать. Будьте свободны от денег, продюсеров и условий – снимайте кино!

Беседовала Наталия Егорова